Директор BIK Ratings Олег Ильин дал интервью Экономической газете по вопросам ESG повестки. Ниже представлена краткая выдержка из данной статьи.
Можно сказать, что ESG – это способ осуществления коммерческой деятельности, который строится на принципах ответственного отношения к окружающей среде, высокой социальной ответственности и высоком качестве корпоративного управления. Особая ценность ESG заключается в том, что эффект, получаемый от реализуемых в данной сфере мероприятий, не ограничивается выгодами лишь для прямых участников коммерческих отношений, а затрагивает все общество в целом.
ESG является новой реальностью, которую необходимо учитывать любому бизнесу, рассчитывающему сохранить лояльность своих клиентов, сотрудников, партнеров в долгосрочной перспективе. Сегодня для успеха в бизнесе недостаточно дешево продавать товар приемлемого качества. Все больше состоятельных покупателей начинают ответственно и осознанно подходить к результатам своего выбора, в т.ч. касающимся потребительских предпочтений. Все чаще появляются кейсы, когда неприемлемое поведение фирмы ведет к потере лояльности клиентов, вследствие чего снижается объем продаж, теряется привлекательность компании как нанимателя в глазах сотрудников, падает интерес инвесторов и кредиторов.
Большинство компаний РБ имеют невысокую степень проникновения ESG-принципов в свою деятельность. Но, оценив столь положительный эффект от их внедрения зарубежными компаниями, отдельные игроки внутреннего рынка начинают процесс активной переориентации бизнеса на ESG-рельсы.
Стоит отметить, что учет принципов устойчивого развития становится приоритетным не только у крупного бизнеса, но и у стартапов, ведь внедрение ESG-практик куда проще на начальных этапах развития.
Основная причина медленного темпа протекания ESG-трансформации в Беларуси кроется в недостаточности понимания важности внедрения ESG-политики в деятельность компании и низкая степень готовности менять свое поведение. И сказанное касается не только малого бизнеса. Зачастую и крупные игроки не видят целесообразности в смещении приоритета с получения как можно большей прибыли на позитивное влияние на окружающую среду и общество.
Однако уже сегодня наблюдается запрос белорусских потребителей на прозрачность и доверие. Они хотят видеть согласованность в обещаниях и действиях брендов. Это дает предпосылку полагать, что в скором времени общество начнет бойкотировать компании, которые не предпринимают действий в сфере ESG.
В свою очередь и финансовый рынок начинает выдвигать компаниям условия, предполагающие, что без четко выстроенной концепции устойчивого развития они в скором времени не смогут конкурировать в борьбе за инвесторов и кредиторов, которые все больше осознают, что риски устойчивости порождают финансовые риски.
Поскольку мы находимся в самом начале пути, то довольно оптимистично оцениваем перспективы развития ESG в Беларуси. Это сродни известной истории о двух продавцах обуви, которые приехали в Африку. Там, где один увидел отсутствие перспектив из-за того, что никто не носил обуви, второй увидел новые возможности, поскольку каждому жителю страны потенциально нужна была обувь. Мы уверены, что распространение ESG-повестки имеет необратимый характер – по мере того, чем больше компаний будут конкурировать на таком уровне, тем больше других участников рынка будут вынуждены подтягиваться до общего уровня.
По сути, мы переживаем изменения, которые наблюдались в бизнесе с появлением информационных технологий, интернета, социальных сетей: сегодня ни у кого нет сомнений в том, что компания должна присутствовать в интернете. То же будет происходить с принципами ESG, это лишь вопрос времени. Многое будет зависеть и от прозорливости первых лиц белорусских компаний и их желания занять лидирующие позиции в данном направлении – как обычно это бывает, первопроходцам будет сложнее, но именно они могут получить все «сливки».