Исполнительный директор BIK Ratings Андрей Усачёв рассказал порталу Myfin.by о белорусском рынке «зеленых» финансовых инструментов. Ниже представлена краткая выдержка из данной статьи.
В Республике Беларусь пионерами ESG-повестки являются, прежде всего, предприятия – члены локальной сети Глобального договора ООН: 28 компаний, среди которых крупнейшие банки и предприятия.
Белорусские банки заявляют о своей ведущей роли в реализации стратегии устойчивого развития страны, применяя в своей деятельности принципы ESG-банкинга. Проведенный рейтинговым агентством внутренний анализ ESG-практик в стране показал, что определять ESG-повестку в Беларуси в ближайшее время будут именно банки. Пока большое количество компаний из реального сектора не воспринимают всерьез вопросы ESG, многие банки уже начали встраивать ESG-принципы в свои стратегии, кредитные и инвестиционные процессы, системы управления рисками.
В настоящее время среди белорусских банков предложение «зеленых» продуктов невелико, финансовые институты в большинстве своем проявляют осторожность с внедрением новых, экологически ориентированных продуктов. Причиной этого может быть то, что в рамках направленности на цифровизацию и автоматизацию своей деятельности банки стремятся к стандартизации продуктовой линейки, минимизации ручной обработки информации, внедрению алгоритмов автоматического анализа, скоринговых моделей.
Основной задачей любого коммерческого банка вне зависимости от формы собственности является повышение прибыльности и эффективности своей деятельности. Разработка, создание и внедрение каждого нового продукта, по сути дела, являются проектом, по которому рассчитывается финансовая модель, определяются затраты на разработку, внедрение, интеграцию в имеющуюся IT-систему и системы дистанционного банковского обслуживания, определяется срок окупаемости, эффективность, влияние на основную и сопутствующие бизнес-линии. И «зеленые» банковские продукты не исключение. Пока нет четкого представления о спросе, довольно трудно точно смоделировать коммерческие перспективы данного продукта.
Кроме того, существуют следующие проблемы, с которыми сталкиваются банки при внедрении «зеленых» продуктов:
Еще одним инструментом для привлечения финансирования экологически ориентированных проектов является выпуск «зеленых» облигаций.
Как правило, ESG-облигации уже имеют заключение третьей стороны – верификатора – о соответствии бумаги целям устойчивого развития. Знакомство с таким заключением зачастую является первым шагом инвестора к анализу целесообразности приобретения инструмента. При этом большинство крупных инвесторов все же не ограничиваются заключением третьей стороны. Они проводят самостоятельный анализ, который сфокусирован на нефинансовых рисках эмитента, целях выпуска, направлении использования средств и способности обеспечить их целевое расходование и предоставить отчетность. Источником информации для такого анализа большинство инвесторов называют ESG-рейтинг эмитента.
Если говорить о доходности ESG-облигаций, то, как правило, они предлагаются с дисконтом по отношению к стоимости обыкновенного долга того же эмитента. Данный дисконт называется «гриниум». Он является результатом дополнительного спроса на облигации со стороны ESG-инвесторов, для портфелей которых такие инструменты идеально подходят. Стоит отметить, однако, что это происходит не всегда. Также со временем на вторичном рынке уровень гриниума снижается.
В Беларуси спрос общества на ESG пока невысок, а общественное давление на компании – слабое. Поэтому пока нет большого числа проектов, которым бы понадобилось «зеленое» финансирование. В настоящее время главным интересантом развития «зеленого» рынка в нашей стране выступает государство, которому необходимо в средне- и долгосрочной перспективе уйти от углеводородной зависимости, так как она несет значительные риски в условиях энергетического перехода. Государство уже работает над механизмами стимулирования рынка.
Создана и осуществляет деятельность межведомственная рабочая группа по развитию «зеленого» финансирования в Республике Беларусь. По результатам работы данной группы, очередное заседание которой состоялось 19 сентября 2022 г., подготовлен проект постановления Правительства, определяющий критерии зеленых, адаптационных, социальных и смешанных проектов и финансовых инструментов, требований к системе их верификации.