История рейтинговых агентств началась во второй половине XIX столетия. Одной из самых быстроразвивающихся стран в тот период были США, переживавшие так называемый железнодорожный бум. В финансировании строительства железных дорог принимали участие иностранные инвесторы, активно скупавшие американские ценные бумаги. Разумеется, покупатели нуждались в информации о финансовом состоянии тех компаний, в которые они вкладывали свои средства.
Первым восполнить дефицит такой информации взялся американский финансовый аналитик Генри Варнум Пур (1812—1905). В 1860 году он выпустил сборник «История железных дорог и каналов в Соединённых Штатах», который содержал сведения о финансовом состоянии американских железнодорожных компаний. Сборник стал таким популярным, что Пур-старший вместе с сыном Генри Уильямом Пуром (1844—1915) основал в 1868 году компанию H. V. & H. W. Poor, которая стала ежегодно публиковать обновлённую версию «Справочника железных дорог Соединённых Штатов». В 1941 году компания объединилась со Standard Statistics Bureau, основанным в 1906 году: так появилась известная сегодня во всем финансовом мире Standard & Poor’s.
В начале XX века США стали превращаться в один из мировых финансовых центров, и потребность в независимом анализе финансового состояния эмитентов ценных бумаг возросла ещё больше. В 1900 году инвестор и финансист Джон Муди (1868—1958) основал агентство John Moody & Company. Первоначально оно также занималось составлением рейтингов американских железнодорожных компаний. Именно это агентство стало первым использовать рейтинговую шкалу в виде букв (от AAA до С). Впоследствии и конкуренты стали использовать похожие обозначения. В том числе и Fitch Publishing Company, основанная в 1913 году в Нью-Йорке Джоном Фитчем (1880—1943).
Сегодня эти три компании с несколько изменившимся названиями — Standard&Poor’s (S&P), Moody Investors Service и Fitch Ratings — называют «большой тройкой» рейтинговых агентств.
В Республике Беларусь только в 2019 году были написаны правовые основы деятельности рейтинговых агентств. Первое рейтинговое агентство BIKRatings было аккредитовано Национальным банком и внесено в реестр рейтинговых агентств в январе 2021 года.
Кредитный рейтинг – мнение об уровне кредитоспособности, финансовой устойчивости и платежеспособности объекта рейтингования (получателя рейтинга), а также уровне кредитного риска и финансовой устойчивости эмитируемых (выдаваемых) им финансовых инструментов.
По сути, уровень кредитного рейтинга характеризует мнение рейтингового агентства об относительной вероятности наступления дефолта компании. В широком смысле дефолт – это неспособность компании исполнить свои обязательства по выплате долга в соответствии с условиями договора.
Кредитный рейтинг является важным инструментом во взаимодействии компании с инвестором. Он позволяет решить проблему недостатка и асимметрии информации, повышая прозрачность компании.
Сфера применения кредитного рейтинга достаточно широка:
В свою очередь рэнкинг представляет собой упорядоченный ряд компаний по какому-то признаку. Рэнкинги не несут в себе оценки, но с их помощью можно без труда увидеть позицию компании с точки зрения выбранных параметров. В отличие от кредитного рейтинга, рэнкинги не имеют цель определить кредитоспособность компании и могут не содержать анализа кредитоспособности в любом виде.
Рэнкинги помогают компаниям и физическим лицам делать выбор продукта или услуги, основанный на масштабном исследовании данных, которые не доступны для широкого круга лиц.
Для эмитентов кредитные рейтинги – это способ информирования участников рынка об относительном кредитном качестве своих долговых обязательств, увеличивая потенциальное число инвесторов. Рейтинги помогают эмитентам определиться с процентной ставкой, которую можно предложить по новым выпускам долговых обязательств. Также кредитный рейтинг может использоваться компаниями для усиления переговорной позиции в работе с контрагентами, банками и другими партнерами.
Вместе с тем, для инвесторов, в том числе иностранных, сам факт стремления компании к прозрачности оценивается положительно. По мере развития финансового рынка внимание инвесторов все больше будет смещаться к наличию и уровню присвоенного рейтинга.
Кредитный рейтинг может получить практически любая компания как совсем небольшая и только вышедшая на рынок, так и многолетнее крупномасштабное предприятие. При этом компания должна иметь финансовую отчетность. Каждый конкретный случай рассматривается индивидуально.Однако стоит отметить, что новая компания может иметь небольшой объем собственных средств относительно заемных, значительные затраты в начальный период своей деятельности, которые не будут покрываться выручкой, а также занимать небольшую долю рынка, что окажет негативное воздействие на уровень рейтинга.
В настоящее время кредитный рейтинг является надежным источником информации о кредитоспособности и финансовой устойчивости компании. А изучение более углубленной информации, представленной в пресс-релизе, позволяет инвестору получить объективную информацию о рисках вложений в долговые инструменты компании.
Кредитный рейтинг является бесплатным для инвесторов и публичным. Он позволяет сопоставлять различные национальные компании между собой по уровню кредитоспособности. Кредитный рейтинг является инструментом повышения прозрачности деятельности компании, что является положительным сигналом для инвесторов.
Рейтинговая деятельность в Беларуси регулируется Национальным банком в соответствии с законодательством о рейтинговой деятельности, в случае несоблюдения которого рейтинговое агентство лишается аккредитации.
Методологии оценки кредитоспособности компаний разработаны профессионалами, протестированы на участниках рынка и прошли согласование с Национальным банком. Рейтинговое агентство осуществляет рейтинговые действия с строгом соответствии с разработанными методологиями.
Руководство и работники рейтинговых агентств должны соответствовать законодательным требованиям к профессионализму и деловой репутации. Окончательное решение о присвоении рейтинга принимается коллегиально на рейтинговом комитете.
Также следует заметить, что рейтинговое агентство получает от компании значительный объем документов, характеризующий её деятельность. Доступ к подобной информации является закрытым, а информация – конфиденциальной. Агентство использует шифрование данных, а в штат входит специалист по информационной безопасности.
Рейтинговая шкала – система рейтинговых категорий, применяемая рейтинговым агентством для классификации уровней кредитного рейтинга. Она состоит из буквенных обозначений от AAA до D, выражающих мнение рейтингового агентства об уровне кредитоспособности компании. Буквенный рейтинг AAA означает самый высокий уровень надежности компании, D – самый низкий (дефолт). Для промежуточных оценок используется алфавитный порядок, важно также количество букв в оценке. Так, компания с оценкой ВВ считается более надежной, чем имеющая рейтинг В, и обе гораздо менее надёжны, чем компания с оценкой A. Также имеет значение наличие или отсутствие +: компания, имеющая рейтинг А+ считается более надежной, чем компания, имеющая рейтинг А.
Прогноз выражает мнение рейтингового агентства о возможном изменении кредитного рейтинга в течение года. Прогноз может быть положительным (высокая вероятность повышения рейтинга в течение года), отрицательным (высокая вероятность понижения рейтинга в течение года), нейтральным (высокая вероятность сохранения рейтинга в течение года), а также неопределенным (высокая вероятность наступления двух или более из представленных ранее видов прогноза).
Однако прогноз – это лишь вероятность изменения рейтинга в будущем, реальное значение имеет уровень кредитного рейтинга и его фактическое изменение.
Для принятия инвестиционного решения необходимо использовать всю совокупность рейтинговой информации: рейтинг, прогноз по рейтингу, а также пресс-релиз по присвоенным рейтингам.
Буквенный рейтинг можно применять для простого сравнения компаний друг с другом без дополнительного погружения. Он характеризует общий уровень кредитоспособности и финансовой устойчивости компании.
Следующая важная информация – прогноз по рейтингу (положительный, отрицательный, нейтральный, неопределенный), который отражает мнение рейтингового агентства о возможном изменении кредитного рейтинга в течение года. Даже при ожидании каких-либо изменений в деятельности компании (как положительных, так и отрицательных) может быть выставлен нейтральный прогноз. Это будет означать, что рейтинговое агентство считает, что данные изменения не повлияют на уровень кредитного рейтинга на горизонте 1 года.
И, наконец, еще одним значительным источником информации является публикуемый на сайте рейтингового агентства пресс-релиз. Он представляет собой краткое описание компании, а также перечень положительных, отрицательных и сдерживающих факторов, которые в наибольшей степени оказали влияние на уровень рейтинга. Как показывает международная практика, если бы инвесторы учитывали описанные в пресс-релизах особенности компаний, то они могли бы избежать значительную часть принятых инвестиционных ошибок.
Следует отметить, что информация о присвоенном кредитном рейтинге хоть и является ключевой на рынке облигаций, но не является исчерпывающий для принятия инвестиционных решений. Финансовая информация многогранна, следует использовать её комплексно. Необходимо принимать во внимание данные самой компании, которые публикуются в открытом доступе, следить за новостной повесткой и макроэкономической ситуацией и т.д.
Национальная рейтинговая шкала – рейтинговая шкала, обеспечивающая возможность сопоставления на территории Республики Беларусь кредитных рейтингов, присвоенных рейтинговым агентством. Рейтинги, присвоенные на национальной шкале, предназначены для определения уровня кредитоспособности компаний в рамках одной страны. Возможность присвоения кредитных рейтингов на национальной шкале обеспечивает значительную дифференциацию компаний по сравнению с рейтингами по международной шкале, которые не могут превышать суверенный рейтинг юрисдикции функционирования компании.
Международная рейтинговая шкала – рейтинговая шкала, обеспечивающая возможность международного сопоставления кредитных рейтингов. Кредитные рейтинги по международной шкале присваиваются международными рейтинговыми агентствами, которые ведут свою деятельность одновременно в разных странах мира (например, «большая тройка» – Moody’s Investors Service, Standard&Poor’s и Fitch Ratings). Такие рейтинги могут быть присвоены всем эмитентам вне зависимости от их географического местоположения, что позволяет инвесторам сравнивать уровень кредитоспособности компаний из разных стран с учетом суверенного риска.
В странах с низким суверенным рейтингом, в т. ч. в Беларуси, возможность использования международной шкалы для нужд внутренних инвесторов существенно ограничена, т.к. почти все эмитенты получают практически одинаковый низкий рейтинг, что не позволяет их разграничить в необходимой степени. Поэтому в таких странах присутствует особая необходимость существования рейтинговых агентств, осуществляющих рейтингование по национальной шкале без учета суверенного рейтинга, одинакового для всех внутренних компаний. При этом методология присвоения корпоративных рейтингов подразумевает оценку страновых рисков государств, доля в выручке которых превышает 10%.
В случае заинтересованности компании в присвоении кредитного рейтинга, она обращается в рейтинговое агентство, после чего между сторонами заключается договор на оказание услуг. Компания оплачивает услуги и подготавливает запрашиваемый пакет документов, в это время рейтинговое агентство создает команду по присвоению рейтинга эмитенту, а также осуществляет предварительный анализ деятельности компании из открытых источников.
Далее рейтинговая команда проводит рейтинговые интервью, встречи с ответственными лицами эмитента, изучение и анализ предоставленных документов. Присвоение рейтингов осуществляется на основе методологий, согласованных с Национальным банком.
В заключении команда аналитиков готовит презентацию с предложением присвоить тот или иной уровень кредитного рейтинга компании и представляет ее на рейтинговом комитете. Рейтинговый комитет состоит минимум из 5 специалистов во главе с председателем методологического комитета. После изучения представленных материалов, рейтинговый комитет коллегиально принимает решение о присвоение того или иного уровня кредитного рейтинга.
Затем пресс-релиз и отчет о присвоении рейтинга направляется объекту рейтингования. В случае отсутствия в пресс-релизе конфиденциальной информации рейтинговое агентство публикует рейтинг и пресс-релиз на своем сайте.
Рейтинговым анализом занимаются рейтинговые аналитики и ведущие рейтинговые аналитики. Согласно законодательству, рейтинговый аналитик – работник рейтингового агентства, который осуществляет аналитические функции, необходимые для выполнения соответствующих рейтинговых действий. Похожие функции выполняют специалисты кредитных отделов в банке, занимающиеся обслуживанием корпоративных клиентов. Рейтинговому аналитику необходимо иметь стаж работы в совокупности не менее одного года в финансовой сфере.
Ведущий рейтинговый аналитик – рейтинговый аналитик, основные обязанности которого включают в себя взаимодействие с объектом рейтингования (получателем рейтинга), а также подготовку документов и предложений для рейтингового комитета в отношении конкретного рейтинга. Ведущие рейтинговые аналитики должны иметь стаж работы в финансовой сфере не менее двух лет.
Окончательное решение о присвоении рейтинга принимает коллегиально рейтинговый комитет. Это необходимо для того, чтобы субъективное суждение конкретного аналитика не оказало решающее значение на рейтинг.
Специалисты BIKRatings имеют многолетний опыт работы в финансовом и управленческом консалтинге, органах государственного управления и в компаниях финансового сектора. Работники рейтингового агентства проходили обучение в Stanford University, Columbia University, Queen Mary University of London, University of Manchester, Bocconi University, а также в ведущих экономических университетах Республики Беларусь.
Существует две основные модели оплаты присвоения кредитного рейтинга: оплата самим эмитентом или заинтересованным инвестором. На белорусском рынке наиболее распространена модель оплаты рейтинга эмитентом.
Ценообразование осуществляется на основе утвержденной директором BIK Ratings и согласованной Национальным банком политики ценообразования. При расчете цены рейтинга ключевыми факторами выступают размер активов, долга и выручки объекта рейтингования; регионы присутствия объекта рейтингования; отраслевая принадлежность; структурная сложность компании; срочность оказания услуг; сложность рейтингового анализа и необходимость дополнительных мероприятий в ходе его проведения в отношении объекта рейтингования. Стоит отметить, что этот перечень не является закрытым и на определение цены рейтинга для определенного эмитента могут приниматься во внимание и другие, специфичные для данного эмитента, факторы.
Финансирование присвоения рейтинга непосредственно самим объектом рейтингования порождает сомнения в объективности кредитного рейтинга. Необходимо понимать, что рейтинговое агентство не заинтересовано в необоснованном присвоении заведомо необъективных рейтингов по нескольким причинам. Во-первых, деятельность рейтингового агентства регулируется Национальным банком. В случае немотивированного отступления от методологии присвоения рейтинга регулятор может лишить рейтинговое агентство аккредитации. Во-вторых, присвоение высокого кредитного рейтинга ненадежным эмитентам может принести рейтинговому агентству значительные репутационные потери и стоить всего бизнеса.